ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛОМУДРИЯ

На главную           
    Есть еще одна трудная для современного родителя область, - область целомудренного воспитания. Вместо целомудренного сегодня насаждается половое воспитание, т.е. обретение некоторой культуры половых отношений людей друг с другом. Но на этом ли должно быть сконцентрировано внимание педагогики при воспитании детей?

    Обилие литературы, которое сейчас выплеснулось на прилавки, множество эротических фильмов, которые пробуждают сексуальную сферу ребенка, подростка, юноши, приводит к тому, что современный человек оказывается практически безоружным перед разбушевавшейся сексуальной стихией. Попытки этот разврат как-то окультурить, приводят в тупик. Сегодня совершенно забыто, что существует другая сторона, другая сфера жизни души человека - целомудрие.

    Что же такое "целомудрие"? Об этом слове мы совсем как-то забыли. Оно не известно уже нескольким поколениям. И на страницах газет и журналов оно, вероятнее всего, никогда больше не появится.

    Целомудрие как понятие и как явление не обозначено для современного юноши, девушки, подростка. Без раскрытия области целомудренного чувства мы не сможем подступить к правде воспитания.

    Удивительно: слово "целомудрие" сегодня выпало из лексикона вообще и практически неизвестно ни одному из нас. Мы больше знаем, что такое половое воспитание, что такое пол, а что такое целомудрие - непонятно, это тайна. Когда-то, на заре перестройки, в Москве был прочитан цикл "Половое воспитание и целомудрие". Когда один из тех, кто записывал цикл на диктофон, сам для себя прокручивал пленку, в комнату вошла журналистка из Америки, которая пятнадцать лет жила в Советском Союзе и готовила материалы для американского радио. Прослушав лекцию о целомудрии, она сказала: "Вы знаете, это удивительная лекция, я в первый раз такое слышу! Но только одно слово я никак не могу понять, объясните мне: что такое целомудрие?". Человек пятнадцать лет просматривал всю периодику, какая выходила в Союзе, пятнадцать лет слушал все передачи, какие только есть, и не слышал этого слова!

    Многолетний гласный и негласный запрет глубокого обсуждения темы взаимоотношений мужчины и женщины практически вычеркнул из жизни человека, а в особенности из жизни педагогики, представления о глубоком отношении к этой проблеме. Теперь, пытаясь восстановить упущенное, обратились к той части, которая происходит между людьми физиологически, к интимным отношениям, при этом пытаясь окультурить их. Но нравственные глубины души человека несут в себе иное чувство, которое называется "целомудрием". Оно изнутри хранит человека от неправды отношений с другими, хранит красоту отношений мужчины и женщины. Целомудрие- это значит исполнение целостности в нравственной красоте, когда она является в человеке без изъянов. Оно исполняет человека как целостного, нравственно прекрасного, совершенного.

    Целомудрие - это чувство, которое дается человеку с рождения, и в дальнейшем должно быть сохранено, взлелеяно, и бережно взращено сначала родителями, затем педагогами и воспитателями; и, в конечном итоге, всей средой, в которой развивается и формируется сегодняшний человек. Но увы, к сожалению, ничего этого мы сегодня не имеем. Более того, мы даже не знаем, каким образом это может происходить. Мы не знаем, что это за явление такое. Мы не имеем его в себе и детям не можем его дать. В этом большая трудность сегодняшнего времени. И поэтому к педагогу, который прикасается к сфере становления детей, предъявляются особые требования.

    Естественное целомудренное чувство, тем не менее, знакомо многим людям старшего поколения. Среди педагогов и учителей немало таких, которые хранят его в себе, сами того до конца не осознавая.

    Однако в отдельных случаях мы видим этакое над-стояние даже над этим неосознаваемым чувством целомудрия, когда педагог, питаемый им, выходит вовне с запретительной педагогикой, выходит не от целомудренного, которое свободно проявлялось в нем как красота и совершенство нравственного, а от запретительного по отношению к нецеломудренному проявлению в детях.

    В результате запретительной педагогики и в условиях неожиданного всплеска в нашей стране свободе нравов, дети получают особый внутренний импульс и даже ажиотажное стремление исполнить всю ту неправду, которая творится сегодня в сексуальной сфере.

    Правда, этот бум быстро удовлетворяется. Подросток напитывается зрелищами, и в скором времени даже с некоторой скукой смотрит все эти видеофильмы, видеоклипы и прочие развращающие зрелища. Но, тем не менее, внутреннее внимание именно к эротической сфере, внутреннее проживание этого в себе, пусть даже и вошедшее в некоторую норму естественных устремлений, остается, при этом никак не освещаясь целомудренным чувством. Поэтому нет возможности здесь идти к красоте, чистоте, нет движения к совершенству.

    Для сегодняшних родителей одной из больших загадок является разговор с детьми о вопросах пола. Как с ними говорить об этом?

    Сегодня почти для каждой семьи предмет сексуального влечения - это сжатая пружина, которая раньше сдерживалась всеми правилами приличия и до сих пор еще продолжает сдерживаться по инерции. Вплоть до недавнего времени считалось некрасивым говорить на эти темы. Более того, для многих родителей вообще непонятно, о чем и как говорить с детьми, если касаться этих тем. И - состояние полной растерянности родителей перед ребенком, особенно если ставится вопрос о том, что происходит, когда мама и папа остаются наедине.

    Этот вопрос сегодня наивно задают дети возраста пяти-шести лет. Семилетние дети такой вопрос уже не задают, но они уже знают: происходит что-то такое, о чем не спрашивают. Одиннадцатилетние сегодня уже не читают книжек, популярных брошюрок, предназначенных родителям, о том, как строить половое воспитание детей, как это было десять-пятнадцать лет назад, потому что большинство из них уже насмотрелись видеофильмов на эти темы.

    Восьмиклассницы уже не нуждаются в особом просветительстве, которое было запланировано в программе по биологии, по анатомии, где рассказывалось о гигиене девочек и мальчиков, и где было положено два часа отдельных бесед с мальчиками и с девочками. Потребности в этом давным-давно нет, потому что они уже не только все об этом знают, но часть из них уже давно и живут.

    Исследования показали, что в каждом восьмом классе треть девочек имеет практику половой жизни, а две трети находятся в постоянной атмосфере разговоров об "этом", и даже самые скромные девочки достаточно серьезно погружены в разговоры о том, что происходит между мужчиной и женщиной, когда они остаются наедине.

    Возникает серьезнейший вопрос: "Что же противопоставить этому? Надо ли что-то противопоставлять?". И нередко в сегодняшней печати обнаруживаем следующий вывод: "Не надо ничего противопоставлять, нужно, наоборот, войти в это же самое русло и просветить. И чем больше просветим, тем лучше, и чем раньше просветим, тем надежней". В чем же просвещать? Оказывается, в вопросах пола.

    При этом совершенно забывается, что существует, помимо полового воспитания, воспитание целомудрия.

    Воспитание целомудрия - это, действительно, тайна за семью печатями для сегодняшнего человека. Но она как раз и восходит к тому уровню Совести, которая есть глубина человеческого "Я" и без которого семья состояться не может, вообще никогда не могла состояться и никогда не состоится во всей полноте и глубине золотых отношений.

    Семья может прийти к золотой свадьбе, т.е. дожить до пятидесяти лет супружества, но это не значит, что они придут к золотым отношениям. Сегодня мы уже не сможем в полноте понять, что же предназначено человеку как золотые отношения в супружестве, именно оттого, что мы не знаем тайны целомудрия.

    Коль нет в душе человека той силы, которая могла бы ослабить влечение Эго, сексуальность в человеке получает достаточную разнузданность и достаточную свободу, чтобы ничего не сдерживало, чтобы жить и действовать так, как ей хочется. Поэтому сегодняшняя семья, даже очень благополучная, находится в состоянии очень свободного изъявления эротических влечений.

    Современная сексуальная культура человека- это культура бескультурья, это необузданность эротических влечений, это безудержность, неупорядоченность интимных встреч даже в тех семьях, где существует абсолютное доверие друг другу и полнота верности друг другу. Супруги верны друг другу, но в интимной жизни необузданны. И потому дети сегодня окружены атмосферой необузданной эротики, происходящей между родителями. Имея открытое душевное зрение, младенцы, до пяти лет в особенности, запечатлевают душевным зрением, схватывают эту атмосферу и впитывают в себя. На подсознательном уровне происходит энергетическое наполнение эротического влечения.

    В норме эротическое влечение начинает себя проявлять в возрасте двенадцати лет. Сегодня это проявляется уже в семилетнем ребенке. Дети семи лет уже достаточно эротичны, и это проявляется в их внешних поступках: в той стеснительности, в том внимании, которое они уделяют друг другу, особенно если в семье не один ребенок, а двое или трое. Брат подсматривает за сестрой, а сестра - за братом. В детских садиках сплошь и рядом дети участвуют в общих "смотринах" - это считается среди них нормой. Хотя воспитательница и пытается их от этого отвлечь, это ей не удается.

    В нравственной природе детской души сила целомудрия может удерживать сексуальность. Поэтому в норме ничего подобного происходить не должно. Лишь только к двенадцати годам начинаются в детях первые пробуждения пола, если все развивается правильно.

    Но правильное развитие - это прежде всего правильная атмосфера в доме, атмосфера целомудренных отношений между родителями. Когда же происходит интенсивная эротизация отношений, тогда Эго-состояние присутствует в доме как энергия, которая схватывается подсознательным "Я" ребенка.

    В эмоциональности человеческого "Я" существует слой, который Нравственная Психология условно называет "мистическим". И вот этот мистический слой схватывает все то, что происходит незримо и невидимо среди людей. Там, где происходит эротическая активность, - там неизбежно выбрасывается на окружающих огромная масса сексуальной энергии, которая на мистическом слое улавливается детьми. И поэтому можно с уверенностью утверждать, что раннее пробуждение детей в эротике происходит за счет активизации или же впитывания сексуальности окружающего мира.

    Если семья, в которой хоть как-то хранится внутреннее целомудрие, проживает в современном доме, где квартиру от квартиры отделяет всего лишь одна стена (что для сексуальной энергии не имеет большого значения), то становится почти невозможным сохранение целомудрия, ибо все окружение является фантасмагорией эротики. Стоквартирный дом представляет собой воронку и буйство этой энергии, которая, естественно, возбуждает человека, даже взрослого.

    Недаром замечено, когда люди уезжают в деревню, эротические переживания резко уменьшаются. Проведенный в деревне, в отдельном доме, месяц жизни приводит к тому, что даже взрослый человек гаснет в своей эротике. Попадая же обратно в многоквартирный дом, он чувствует, как ее уровень снова восстанавливается.

    Во многих сегодняшних семьях эротические влечения и движения из-за трудных отношений состоятся не могут. Сдерживаемая энергия переходит в другие Эго-влечения. Таков закон страстей- все восемь Эго-влечений взаимно питают друг друга. Чаще всего Эго-влечение гнева проявляется как сродное сексуальному. И тогда раздражительность, внутренняя злобность, неприязнь, агрессивность, неприятие окружающих людей становятся естественным замещением сексуальности.

    Отсюда становится ясным, почему человек, оставаясь один, с каждым днем все более и более переживает состояние недовольства или агрессии к другим окружающим людям.

    В состоянии целомудренном ничего подобного происходить просто не может. Благодатные Силы Души, которые исходят из Совестливой глубины человека, из чувства целомудрия гасят сексуальную энергию. При достаточной исполненности человека Душевными Силами, сексуальная энергия о себе почти не заявляет.

    Более того, возможно такое состояние полноты Душевных Сил, когда сексуальные состояния человеком не переживаются вообще, проявляясь только в те моменты, когда детородное движение в женщине и в мужчине устремлено к зачатию ребенка. В других же случаях этого почти нет. Поэтому частота интимных встреч естественным образом сокращается. Не потому, что сами супруги ее ограничили, а естественно.

    Так происходит развитие правильного супружества там, где супружество развивается на фундаменте целомудрия, там, где действительно не влюбленность движет людьми, а обретаемая годами супружества любовь.

    В этом случае и дети получают полноту целомудренных сил, которые позволяют им в юношестве не переживать эротики. И тогда оказывается, что такие подростки и такие юноши и девушки интереса к эротической теме не имеют. Когда вглядываешься в них, видишь, что они по внешности в поведении очень просты, но есть в этой простоте какая-то глубина, какая-то тайна.

    Рядом с такой девушкой парень не может сказать матерщину. Просто не может, не получается, не складывается; не может облокотиться на нее, не может обнять ее, не может посадить ее на колени- это просто невозможно. Рядом с нею парень невольно внутренне подтягивается, делается более благородным. Равно как любая девчушка, попавшая в компанию такого целомудренного парня, тоже не может схохмить, не может сказать пошлость- не получается. Она не может вести себя эротично - не выходит. Она как-то внутренне подтягивается, делается более благородной. Эта удивительная глубина и при этом ясность, открытость, общительность и простота и есть состояние целомудрия.

    Когда человек исполнен Благодатными Силами, силами целомудрия, тогда он выбирает свою невесту или своего жениха совсем по-другому, не так, как происходит этот выбор в большинстве случаев сегодня.

    Если человека отдать в волю собственных хотений, то он, как правило, будет выбирать по влечениям сексуальным, по состоянию влюбленности, а вовсе не по любви. Состояние влюбленности будет приниматься за любовь. И человек, влюбившись, будет полагать, что он полюбил. А коль влюбился, то "жить не может без возлюбленной", хочется продолжить на всю жизнь счастье встречи, которое происходит на свидании. И кажется, что если мы на свиданиях счастливы только по два-три часа, то теперь, соединившись на свадьбе в супружескую пару, мы сможем быть счастливы всю свою жизнь.

    Одного только не знает такой юноша или такая девушка: их собственная влюбленность рождена вовсе не любовью, она рождена влечением, и фундаментом этого влечения является влечение сексуальное. И отсюда стремление к эротичности отношений, желание ласки, прикосновения, дыхания, близкого присутствия, ощущения тепла.

    Целомудренная встреча ничего подобного не имеет и не переживает, и ни к чему подобному не влечется. Наоборот, она хранит другого от всего этого. Целомудрие хранит другого, а нецеломудрие влечет другого к себе, чтобы окунуться во всю полноту сладострастия, вплоть до интимной близости.

    Удивительной была традиция, которая и сегодня сохраняется в некоторых семьях: право выбора себе жениха или невесты дети отдают родителям. И сызмальства, с самого раннего возраста детям известно, что им самим невесту или жениха не выбирать, все это сделают родители. И тогда они уже не могут отдаться влечению сексуальному, влечению влюбленности, ибо по влюбленности выбора не сделаешь, всё равно выбирают родители.

    С самого детства дети знают, что они могут встретиться с человеком, к которому нет никаких внутренних движений, и что с этим человеком надо будет строить, причем, надо будет созидать любовь. Значит любовь не изначально соединит их, любовь это то, что созидается, то, над чем надо работать, над чем надо трудиться. И это совсем другая атмосфера воспитания к супружеству, воспитания будущего отца или будущей матери, воспитания детей.

    Из книги священника Анатолия Гармаева «Психопатический круг в семье»

Hosted by uCoz